Установлен бессрочный порядок списания штрафов и пеней

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установлен бессрочный порядок списания штрафов и пеней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций оборонно-промышленного комплекса исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т. ч. предприятий ОПК, образовалась просрочка — обязательства не исполнены по причинам, не зависящим от организаций. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.

Подтверждающие документы и акт сверки

В соответствии с п. 4 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, основанием для списания являются акты сверки расчетов и подтверждающие документы.

Пунктом 5 Правил № 783 установлены основания для списания. Ими являются:

а) в случае, предусмотренном пп. «а» п. 3 Правил № 783, – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном пп. «б» п. 3 Правил № 783, в дополнение к документам, указанным в пп. «а» п. 3 Правил № 783, – информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

в) в случае, предусмотренном пп. «в» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, с приложением подтверждающих документов (при их наличии);

г) в случае, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил № 783, – заключение сторонами контракта соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315;

д) в случае, предусмотренном пп. «д» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

К сведению: если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то принятие решения о ее списании не допускается (п. 7 Правил № 783).

Подтверждающие документы и акт сверки

В соответствии с п. 4 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, основанием для списания являются акты сверки расчетов и подтверждающие документы.

Пунктом 5 Правил № 783 установлены основания для списания. Ими являются:

а) в случае, предусмотренном пп. «а» п. 3 Правил № 783, – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном пп. «б» п. 3 Правил № 783, в дополнение к документам, указанным в пп. «а» п. 3 Правил № 783, – информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

в) в случае, предусмотренном пп. «в» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, с приложением подтверждающих документов (при их наличии);

г) в случае, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил № 783, – заключение сторонами контракта соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315;

д) в случае, предусмотренном пп. «д» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

К сведению: если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то принятие решения о ее списании не допускается (п. 7 Правил № 783).

Как итог возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, то это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа. № 783 постановление правительства о списании пени в 2022 году регулирует порядок освобождения некоторых поставщиков от взысканий при исполнении контракта.

Постановление правительства РФ 479

Мораторий на неустойку по ДДУ — это установленное государством ❗ временное ограничение её начисления с 29.03.2022 по 30.06.2023 года в целях поддержки финансовой устойчивости застройщиков. Срок передачи дольщику объекта долевого строительства, установленный договором, данной мерой не затрагивается.

При анализе целесообразности взыскания компенсации за нарушение сроков строительства из расчётов вычитаются периоды на которые распространяют своё действие два моратория.

  • с 03.04.2020 по 31.12.2020 (ковидный и завешённый);
  • с 29.03.2022 по 30.06.2023 (действующий и актуальный — регулируется постановлением 479, продлён постановлением 1732).

Как отразить претензию заказчика за невыполнение работ в срок?

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

Читайте также:  Выплаты и льготы ветеранам боевых действий в 2023 году — свежие новости

Ставка рефинансирования

Штрафные санкции (пеня, штрафы, неустойки), устанавливаемые в силу закона или в силу договорных условий, могут быть применены к любой из сторон договора в случае нарушения ею своих договорных обязательств.

Как правило, само условие применения штрафных санкций, а равно их размер, выражаемый в различном процентном соотношении к предмету договору, определяются условиями договора.

Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центробанком РФ может лечь в основу расчетов штрафных санкций либо в обязательном порядке, либо в силу закона, либо по выбору контрагентов. Так, исходя из ставки рефинансирования, проводятся расчеты пени и неустойки:

  • По договорам долевого участия в силу прямого нормативного указания;
  • По договорам, в тексте которых стороны не нотифицировали размер штрафных санкций;
  • По договорам, стороны которого добровольно избрали ставку рефинансирования, как отправную точку расчетов штрафных санкций.

Следует понимать, что ставка рефинансирования — это часто изменяющаяся величина. При условии, что договорные правоотношения могут длиться несколько лет, вполне возможна ситуация, при которой ставка рефинансирования за время действия договора была изменена не один раз. Каждое изменение ставки влечет за собой изменения в расчетах. Алгоритмы калькулятора отслеживают изменения, вносимые Центробанком в величину ставки рефинансирования, а потому ошибок в расчетах не будет, при условии, что все остальные данные будут внесены пользователем в полном объеме и без ошибок.

Как мы уже писали, закон определяет три вариации долей от — 1/300, 1/150 и 1/130.

У каждого из вариантов своя сфера применения. Так, 1/300 применима:

  • при расчете пени по обязательным платежам, просрочка по которым составляет не более 30 дней;
  • при расчете пени по просрочкам коммунальных платежей;
  • при расчете неустойки по договорам займа в случае, если контрагенты не обговорили ее размер в тексте договора;
  • при расчете неустойки в отношении контрагентов-юридических лиц в случае, если размер штрафных санкций не был определен договором;
  • при расчете неустоек и пени по ДДУ, при условии, что дольщик является физлицом.

1/150 применима:

  • при расчете штрафных санкций по положениям ст. 236 ТК РФ (задержка заработной платы и иных полагающихся работнику выплат);
  • при расчете штрафных санкций по ДДУ, в качестве дольщика по которому выступает юрлицо.

1/130 ставки рефинансирования применима в отношении всех договорных правоотношений, начиная с 91 дня начисления процентов за каждый день.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме. В статье 34 Закона № 44-ФЗ приведен перечень условий, которые необходимо включать в контракт. Одним из обязательных условий контракта является ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4).

В случае несвоевременного исполнения подрядчиком своих обязательств, обусловленных контрактом, заказчик начисляет неустойку и направляет подрядчику требование о ее уплате.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

В каких случаях нужно списывать неустойку в 2022 году? И какие документы требуются от поставщика в каждом случае?

Для вашего удобства мы свели все случаи списания неустойки в 2022 году в таблицу, показав в ней также, какие документы являются основанием для списания неустойки в каждом случае.

Случай списания неустойки

Размер списания

На основании каких документов

1. Если обязательства по контракту были исполнены в полном объеме

Неустойка не списывается, если в 2015, 2016 и 2020 гг. были изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами

Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта

Полностью

  1. Документы о приемке, подтверждающие исполнение обязательств по контракту в полном объеме
  2. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает
5% цены контракта, но составляет не более
20% цены контракта

50% начисленных
и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней)
при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных
сумм неустоек (штрафов, пеней)

  1. Документы о приемке, подтверждающие исполнение обязательств по контракту в полном объеме
  2. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
  3. Доказательства уплаты оставшихся 50 % неустойки:
    • если неустойку взыскивает государственный или муниципальный заказчик — информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет;
    • если неустойку взыскивает автономное или бюджетное учреждение, унитарное предприятие или иное юридическое лицо, применяющее Закон № 44-ФЗ в виде исключения, — информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика

2. Если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме:

В связи с существенным увеличением в 2021, 2022 году цен на строительные ресурсы, повлекшим невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

За период с даты заключения контракта до даты представления предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, предусмотренного абз. 5 подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 1315)

Дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в соответствии с положениями ПП РФ № 1315
По причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения
без изменения условий, в связи с введением международных
санкций или мер ограничительного характера

Полностью

  1. Документ о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней)
  2. Исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом
  3. Обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и/или мер ограничительного характера, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии)

Применимы ли общие основания для списания неустойки (подп. «а», «б» п. 2 Правил № 783) к контракту, который был расторгнут по соглашению сторон в связи с невостребованностью части товаров (работ, услуг)?

Если расторжение контракта не было обусловлено нарушением условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), неустойка подлежит списанию на общих основаниях.

Пример правовой оценки
Необходимость подписания соглашения о расторжении возникла в связи с отсутствием иного объема работ на объекте после подписания последнего акта приемки. Следовательно, сторонами в письменной форме достигнуто соглашение об уменьшении объема работ и стоимости работ, т. е. цены контракта.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению положение подп. «г» п. 3 Правил № 783, в связи с чем неустойка в размере 11 515,18 руб. подлежала списанию заказчиком.

Постановление Пятнадцатого ААС от 02.09.2022 по делу № А32-18084/2022.

Как провести по бухгалтерии?

При уменьшении неустойки госучреждение недополучает доход, и такие доходы считаются выпадающими. Какие применить проводки:

  • дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»;
  • кредит счета 0 20941 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» — частичное списание штрафов и пеней.
Читайте также:  Задержка заработной платы: что делать, если задержали выплаты

Исполнитель также проводит освобождение от взыскания в бухгалтерских отчетах:

  1. Дт 91.2 Кт 76 – начисленные суммы взыскания подтверждаются судебным решением.
  2. Дт 76 Кт 91.1 – снятые штрафы и пени фиксируются в прочих доходах.

Если не получили претензию от заказчика, хотя и ожидали взыскание, то используйте следующие проводки:

  • Дт 96 Кт 91.2 — оценочное обязательство;
  • Дт 99 Кт 09 — отложенный налоговый актив.

Госдума поддержала инициативу об отмене списания неустойки с поставщиков

/ / / / 19 февраля 2023 г.Автор: Torg94ПоделитьсяКомитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддержал поправки в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), позволяющие списывать неустойки за неисполнение госконтрактов в 2015 и 2016 гг. Законопроект направлен на облегчение финансовой нагрузки на поставщиков, в т.ч.

представителей малого и среднего бизнеса. Эксперты Т94 прокомментировали эффективность предложенных мер. В правительственном законопроекте говорится о неустойках, образовавшихся в рамках антикризисных поправок к 44-ФЗ, принятых в 2015 г.

Они предусматривали, что в 2015 и 2016 гг.

заказчик может предоставить отсрочку уплаты неустоек или списать начисленные суммы неустоек в порядке, определенном правительством. Схема работы выглядела следующим образом: списание начисленных сумм неустоек распространялось на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения, а порядок списания устанавливало Министерство финанасов.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) в 2015 и 2016 гг. выполнил обязанности по государственному или муниципальному контракту, он мог рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом такие обстоятельства, как установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему, не имели значения.

При каких условиях применяется списание?

Условия для списания долга по штрафам и пени по госконтрактам в 2022 году перечислены в п.2 Постановления № 783:

  1. Исполнитель полностью справился с обязательствами, кроме возникших по контрактам, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах корректировались сроки исполнения, суммы, включая стоимость единицы ТРУ и объем ТРУ.
  2. Контракт 2020-го года не выполнен в полном объеме, т.к. возникли препятствующие обстоятельства из-за распространения COVID.
  3. Контракт 2021-го года не выполнен полностью из-за весомого подорожания строительных материалов, и это привело к невозможности выполнения работ.
  4. Возникли обстоятельства, прервавшие исполнение контракта, на которые стороны не в силах были повлиять – применение санкционных мер и ограничений со стороны запада.

Сроки и порядок списания долговых обязательств с поставщика изложены в п.3 Постановления № 783:

  • полное списание суммы, если взыскание не превышает 5% от стоимости договора;
  • списание ½ взыскания, если его размер находится в рамках 5-20% от стоимости договора, учитывая, что 2-ю часть должник оплатил;
  • полное списание начисленной неустойки за контракт по 44-ФЗ, неисполненный из-за новой волны COVID, если установлена прямая связь между пандемией и прерванными обязательствами (письмо Минфина № 24-03-08/67294 от 31.07.2020);
  • полное удержание начисленной пени за невыполненные обязательства из-за роста цен на строительные материалы; взыскание долга по госконтракту в 2022 году осуществляется с даты его подписания сторонами до даты, когда исполнитель, направил заказчику предложение о внесении существенных условий;
  • полное списание начисленной пени за неисполненные обязательства, возникшие вследствие применения санкций и ограничений.

Списание неустойки по 44-ФЗ 2020 г.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Читайте также:  Молодые мамы Самарской области оценили наборы «Наше сокровище»

Если штрафные платежи начисляются компанией самостоятельно, то отразить их необходимо на дату расчета и уплаты в бюджет. При начислении по результатам проверки отразить их следует на дату вступления в силу решения по проверке. Учет расчетов с бюджетом по налогам организуется, в соответствии с планом счетов, на счете 68.
Если производится начисление пени по взносам, бухгалтерские проводки отражаются на счете 69. Для удобства контроля за начислением и уплатой неустоек по налоговым платежам следует организовать их аналитический учет в разрезе соответствующих налогов. Например, при начислении пени по НДС проводки необходимо отразить на субсчете счета 68, открытого для учета начисления этого налога.

Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.

В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.

Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил.
Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063)
Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах.
Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями.
Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Как рассчитать пени по 223-ФЗ

В соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае нарушения сроков контрактных обязательств по 223-ФЗ заказчик может потребовать пени. Однако ни в ГК РФ, ни в самом Федеральном Законе № 223-ФЗ не содержится порядка, по которому рассчитываются пени. В ГК РФ прописаны только общие положения, которые касаются неустойки.

Сроки, в которые исполнитель обязан начислить плату за неустойку, определены в п. 65 постановления пленума ВС РФ № 7 от 24 марта 2016 года. В соответствии с этим пунктом дата фактического исполнения обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ) считается последним днём просрочки. Дни, в которые заказчиком проводилась приёмка товаров (выполненных работ), просрочка исполнения госконтракта в себя не включает (письмо Минфина от 24 марта 2020 года № 24-03-07/22888).

Отражение пеней, штрафов и неустойки в 1С

  • Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (100)
  • Требование к минимальной цене и сроку исполнения контракта для оценки опыта в государственной закупке незаконно (96)
  • Несогласие УФАС с условиями тендера по Закону № 223 не является поводом вмешиваться в закупки заказчика (76)
  • Письмо Минфина России от 16.06.2020 № 24-06-08/51692 «Об исполнении контракта при установлении нерабочих дней и в период ограничительных мер в связи с распространением коронавируса, изменении его условий, списании неустоек (штрафов, пеней) по…»
  • Письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-08/81614 «Об изменении существенных условий контракта и списании начисленных поставщику (подрядчику,исполнителю) неустоек (штрафов,пеней) в период пандемии коронавируса; об оценке заявок участников закупок»
  • Письмо Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82032 «О проведении электронного аукциона на право заключить контракт и начислении пеней за ненадлежащее исполнение обязательств по нему»
  • Письмо Минфина России от 02.10.2020 № 24-03-08/86257 «О выплате неустойки за просрочку исполнения контрактных обязательств, прекращении обязательств по контракту, сроке действия банковской гарантии и уплате неустойки за счет ее средств»
  • Размер пени в контракте не должен превышать максимальной величины по Закону № 44-ФЗ

Правовое понятие «пени» установлено в параграфе 2 главы 23 ГК РФ. Согласно статье 330, неустойка — это денежная сумма, которую должник обязан уплатить при ненадлежащем исполнении своих обязательств.

Такие платежи могут быть:

  • установлены законодательным актом;
  • прописаны в договоре.

Условие о начислении неустойки за ненадлежащее исполнение каких-либо обязательств должно быть установлено в письменной форме в обязательном порядке. Исключение составляют лишь законодательно установленные штрафные санкции (по налогам и сборам).

Стороны договора могут установить любые санкции за ненадлежащее исполнение его условий, согласовав их между собой. Если это условие прописано в договоре, то для получения штрафных санкций с контрагента за ненадлежащее исполнение условий договора необходимо выставить ему требование об уплате пени. Если контрагент признает долг и перечисляет запрашиваемую сумму неустойки, то их необходимо отразить в прочих доходах на дату признания.

Нередки ситуации, когда покупатель или поставщик, не исполнившие свои обязательства, не согласны уплачивать сумму неустойки. В этом случае можно обратиться в суд о взыскании. И отразить их в доходах будет необходимо на дату вынесения решения суда о взыскании.

Пени за просрочку платежа по договору, проводки:

Операция Дебет Кредит
Признана неустойка контрагентом или вынесено решение суда о взыскании 76 91-1
Поступила оплата от контрагента 51 76

В налоговом учете неустойка признается в составе внереализационных расходов в аналогичном порядке (п. 3 ст. 250 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *