Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвечаем на требования по НДС с учетом новых правил». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fe.profkiosk.ru%2Fservice_tbn2%2Ftnx9y5.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Превышение допустимой доли вычетов
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.
Как заполнить нулевую декларацию по НДС
В нулевой декларации заполняются только титульный лист и раздел 1. В строках, предназначенных для указания сумм налога, ставятся прочерки.
Обычно заполнение нулевой декларации НДС не вызывает трудностей, но при оформлении титульного листа следует учитывать ряд особенностей.
Титульный лист содержит данные о налогоплательщике, ИФНС и налоговом периоде, за который оформляется отчёт. В нём указываются:
- Коды и название налогоплательщика.
Налогоплательщик указывает свои коды ИНН и КПП, точное название: для юрлиц – как прописано в уставе, а для ИП — ФИО полностью, как в паспорте. Также указывают номер своей ИФНС. Его можно узнать в регистрационных документах либо найти на сайте налоговой.
В поле «По месту нахождения (учёта)» указываются коды, которые приведены в приложении 3 к Порядку заполнения декларации (утверждён Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).
- Номер корректировки.
При сдаче первой декларации за отчётный период ставят код 0 в поле «Номер корректировки», а при сдаче уточняющих отчётов — следующие порядковые номера.
- Налоговый период.
При указании налогового периода проставляется соответствующий код. Их список содержится в приложении 3 к Порядку. Так, при сдаче декларации за 1 квартал проставляется код 21. А если сдаётся, например, декларация за 1 квартал компании, которая ликвидируется или реорганизуется, то следует указывать 51.
- Другие отметки.
Как отсрочить представление пояснений
На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).
Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.
Составляем сопроводительное письмо к уточненке
Законодательно разработанной формы такой бумаги не существует, поэтому ее пишут в произвольной форме. На документе должна стоять подпись руководителя компании, ИП или уполномоченного на данные действия лица.
Сопроводительное письмо состоит из шапки и основной части. В шапке нужно указать следующую информацию:
- Кому адресовано письмо. Тут пишут, что письмо предназначено для руководителя той ИФНС, к которой относится предприниматель. То есть указывают номер налоговой, ее адрес с индексом.
- От кого письмо. Вносят наименование компании, ее адрес, ОГРН, ИНН, КПП.
- Номер письма.
- Наименование документа — сопроводительное письмо к уточненной декларации.
Далее начинается основная часть. В ней подробно указывают:
- причину, по которой подается уточненная декларация;
- период и налог, по которым отправлена уточненка;
- какие изменения были внесены в документ; этот пункт можно оформить в виде таблицы, где указать номер строки декларации с исправлением, прежние данные и новые;
- сумму к уплате и пени или переплату.
Также нужно указать, какие документы прилагаются к письму: это обычно уточненная декларация с количеством листов, копии платежных документов (доплатить налог и пени нужно до подачи уточненки) или заявление на возврат или зачет налога (при переплате).
Как ответить на требование о представлении пояснений к НДС
Ответ на такое требование нужно сформировать внутри Системы. Для этого:
- Войдите в Систему
- Нажмите Требования — Все требования
- В открывшемся списке выберите нужное требование.
- Откроется страница с документооборотом, нажмите Заполнить ответ на требование
Для загрузки готового ответа на требование или отправки в инспекцию документов для разъяснения ответа воспользуйтесь кнопкой Загрузить и отправить документы. - Появится всплывающее окно с выбором типа и периода декларации по НДС, на которую пришло требование. Укажите нужные значения и нажмите на кнопку Да, продолжить.
- Отобразится форма ответа на требование. Разделы формы заполнятся автоматически данными из поступившего требования.
- Разделы, касающиеся Сведений по расхождениям с контрагентами, будут присутствовать в форме ответа в зависимости от наличия книги или журнала в требовании. Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором:
- Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».
- Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме «Ответа на требование о представлении пояснений к НДС» в случае ответа на требование по расхождениям по счетам-фактурам не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения». Возможность заполнять эти разделы убрали по просьбе ФНС, т.к. xml-требования по расхождениям обрабатываются АСК НДС2, а там нет возможности просмотра текстовых пояснений.
- Данные в разделах могут отсутствовать, в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет. На рисунке ниже показан раздел, который содержит данные.
- Сравните данные по счетам-фактурам, которые попали в ответ на требование, с соответствующими счетами-фактурами в отправленной декларации НДС и приложенных к ней книгах и журналах:
- В строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно:
Если в строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно, то строку с таким счетом-фактурой в ответе на требование оставьте без изменений, галочку ставить не нужно. Тем самым будет подтверждена правильность сведений в книге. - Счет-фактура был отправлен ошибочно
Если счет-фактура был отправлен ошибочно, то необходимо удалить строку с этим счетом-фактурой. Для этого следует отметьте строку галкой. В ответе на требование в ИФНС уйдет информация о том, что счет-фактура был отправлен ошибочно. В этом случае дополнительно требуется отправить корректировочную декларацию НДС. - Обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно
Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно и не требуется выставлять корректировочного счета-фактуры, внесите исправления непосредственно в ответе на требование в соответствующих графах.
Формализованное пояснение
Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.
Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате .xml отправить в налоговую по каналам ТКС.
Рубрика «Вопрос – ответ»
Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?
В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» — 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.
Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?
Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.
Какие ошибки могут быть в отчете?
Сотрудники ФНС периодически рассказывают об ошибках, которые приводят к требованиям пояснений по НДС. Вот самые популярные из них:
- Ошибки в контрольных соотношениях. Они возникают, если данные попадают не в свои строки. В результате соотношения между определенными ячейками декларации не исполняются.
- Неправильное применение кодов видов операции, связанных с реализацией товара. Налогоплательщики ошибочно используют код 26 в тех ситуациях, когда необходимо применять код 01.
- Некорректное отражение в книге покупок восстановленного НДС по льготным операциям.
- Неправильные записи в книгах продаж и покупок при отражении НДС с аванса и его восстановлении после реализации.
- Неправильное отражение операций по ввозу товара.
- Несоответствие информации по сделке, указанной поставщиком и покупателем в своих декларациях.
Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.
О проблематике ситуации
Налоговый кодекс в статье 176 кратко описывает всю процедуру возврата НДС плательщику из бюджета. Нужно учитывать, что возврат НДС считается довольно серьезной и сложной процедурой, если сравнивать его с применением нулевой ставки НДС или же с зачетом налога.
Но сугубо с теоретической точки зрения процедура достаточно проста и ясна. Правда, практика идет по иному пути.
Возврат налогов плательщикам, конечно же, не выступает в качестве одного из профильных направлений деятельности налоговых органов. Следовательно, эти органы абсолютно не спешат возмещать НДС.
Часто причиной отказа в возмещении становится неправильное оформление поставщиком-контрагентом налогоплательщика первичных документов.
Соответственно, налогоплательщику нужно тщательно проверять правильность оформления счет-фактур во избежание трудностей впоследствии.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Ftiniatov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F6%2F4%2F8%2F64827bb30523ab717bf4118596ba4e81.jpeg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Подача уточненной декларации
Если ошибки, выявленные налоговым органом, подтвердились, возможно, придется подавать уточненную декларацию по НДС. Это необходимо в тех случаях, когда некорректные данные привели к уменьшению налоговой базы либо к завышению вычета. То есть если ошибка вызвала уменьшение суммы НДС к уплате, уточненная декларация должна быть подана обязательно. Сделать это нужно в тот же срок, который отведен на пояснение, то есть в течение 5 рабочих дней после получения требования. Но перед подачей «уточненки» следует уплатить недостачу по НДС, а также пени за просрочку, что повысит шансы избежать штрафа.
В тех случаях, когда некорректная информация в декларации не вызвала уменьшение НДС к уплате, уточненную декларацию можно не подавать. Достаточно будет направить в ИФНС пояснение.
Что указывается при расхождении в декларации?
Если налоговая инспекция направила запрос с требованием пояснений при расхождении данных в декларации по НДС с другими учётными либо отчётными сведениями, то вопрос решается, исходя из конкретной сложившейся ситуации. Документы, подтверждающие правоту налогоплательщика, не стоит отправлять в ФНС сразу же вместе с пояснительной – достаточно ограничиться указанием детальных цифр в таблицах.
Поскольку расхождения могут быть самыми разными и основываться как на хозяйственных операциях, нашедших разное отражение в отчётности по НДС и налогу на прибыль, так и на банальных ошибках проверяющего или самого налогоплательщика, то и однозначной формы написания пояснительной не может быть. По этой причине в документе либо указывается отсутствие расхождений, либо даётся подробное объяснение данным по обоим отчётностям.
Когда необходимо предоставить пояснения
При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых предоставить пояснительную записку в налоговую по требованию (образец мы предлагаем для НКО) обязательно, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:
- Ошибки в сданной отчетности. Например, в декларации выявлены неточности или несоответствия. В таком случае налоговики требуют предоставить обоснование данных несоответствий либо отправить корректирующий отчет.
- В корректирующей отчетности суммы к уплате в бюджет значительно ниже, чем в первоначальных расчетах. В такой ситуации инспектор может заподозрить умышленное занижение налоговой базы и платежей и затребует объяснить изменения.
- В сданной декларации по налогу на прибыль отражены убытки. Обосновать убыточную деятельность перед ФНС придется в любом случае, поэтому подготовить пояснительную записку по убыткам можно заранее.
Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (Письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).